Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Образовательный центр «Созвездие»

Адрес143404, Московская область, Красногорск, ул. Большая Комсомольская, д. 13, Б

Контакты администрации

Центр сопровождения замещающих семей

На базе  МБОУ «Образовательный Центр  «Созвездие», в соответствии с приказом министра образования Московской области от 13.09.2013 г. «О наделении отдельных государственных организаций в Московской области полномочием органа опеки и попечительства по подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей в семью, проживающих на территории Московской области» создан Центр по подготовке граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан, либо принять детей, оставшихся без попечения родителей в семью в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации.

Осознавая всю важность вопроса об усыновлении или удочерении ребенка, власти ввели обязательное требование для граждан представлять в орган опеки и попечительства документ о прохождении подготовки кандидатов в приемные родители для получения заключения о возможности быть усыновителем (удочерителем) (далее – усыновитель), либо заключения о возможности быть опекуном (попечителем) (далее – опекун) несовершеннолетнего ребенка. 

Следует отметить, что не всем гражданам надо проходить  подготовку  в школе приемных родителей. Во-первых, это требование не распространяется на близких родственников ребенка и на отчима (мачеху) усыновляемого ребенка. Согласно ст. 14 Семейного кодекса РФ близкими родственниками ребенка являются родственники по прямой восходящей и нисходящей линии (родители и дедушки с бабушками), а также полнородные и неполнородные (имеющие общих отца или мать) братья и сестры. Во-вторых, это требование не распространяется на тех кандидатов, которые являлись или являются усыновителями и в отношении них усыновление не было отменено; либо если эти кандидаты являлись или являются опекунами или приемными родителями и в отношении них опека или приемная семья не были отменены.

Следует учитывать, что, в отличие от подготовки кандидатов в приемные родители, проведение психологического обследования граждан не является обязательным и проводится только с их согласия.

Для формирования навыков, позволяющих приемным родителям справляться с подобными трудностями, была создана Школа приемных родителей, перед которой стоят такие задачи как:

- выявление и формирование воспитательных компетенций, а также родительских навыков для содержания и воспитания ребенка, в том числе, для охраны его прав и здоровья, создания безопасной среды, успешной социализации, образования и развития;

- ознакомление лиц, желающих принять на воспитание в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, с существующими формами устройства детей, оставшихся без попечения родителей, в семью и основами законодательства в сфере защиты прав детей, а также их правами и обязанностями как замещающих родителей;

- формирование у лиц, желающих принять на воспитание в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, знаний в области детской психологии, развития ребенка и влияния его прошлого опыта на его психофизическое развитие и поведение;

- формирование у лиц, желающих принять на воспитание в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, представления о семье как о системе и ее изменениях после появления ребенка;

- помощь лицам, желающим принять на воспитание в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, в определении своей готовности к приему на воспитание ребенка, в выборе формы устройства ребенка на воспитание в замещающую семью, в выявлении своих слабых и сильных сторон, ресурсов и ограничений в воспитании приемного ребенка, как личных, так и семьи в целом, в осознании реальных проблем и трудностей, с которыми им предстоит встретиться в процессе воспитания приемного ребенка, ответственности замещающих родителей;

- ознакомление лиц, желающих принять на воспитание в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, с особенностями протекания периода адаптации ребенка в семье, а также с причинами "трудного" поведения ребенка и способами преодолевать такое поведение;

- ознакомление лиц, желающих принять на воспитание в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, с обязанностями по сохранению здоровья ребенка и организации его безопасного воспитания;

- ознакомление с общей характеристикой установленных законодательством Российской Федерации семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, их отличиями и особенностями;

- ознакомление лиц, желающих принять на воспитание в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, с существующими формами профессиональной помощи, поддержки и сопровождения замещающих семей;

- ознакомление граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах, с особенностями организации обучения по данной программе, в том числе с содержательными блоками, целями программы, приемами, используемыми в процессе обучения, критериями оценки, требованиями, условиями получения индивидуальных консультаций. Ознакомление с расписанием работы групп и режимом работы организации, которой переданы полномочия по подготовке кандидатов в усыновители, опекуны и приемные родители;

- ознакомление с перечнем услуг, предоставляемых организацией, на которую возложены полномочия по подготовке граждан, желающих принять детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в свои семьи (далее - организация);

- предоставление методических пособий и памяток, необходимых и желательных для дальнейшего обучения; условия пользования предоставленными материалами, ознакомление с рекомендуемой литературой.

Подготовка лиц, желающих принять на воспитание в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, осуществляется в соответствии с Порядком, утвержденным приказом министра образования Московской области.

Программа подготовки лиц, желающих принять на воспитание в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, состоит из учебно-тематического плана, включающего в себя три блока (организационно-подготовительный, учебно-ознакомительный и итогово-контрольный (итоговая аттестация) и устанавливающего перечень учебных разделов с указанием их трудоемкости. Общая трудоемкость Программы составляет 80 академических часов, из них 19 академических часов лекционных занятий, 56 академических часов тренинга, а также 5 академических часов индивидуального консультирования.

Индивидуальное собеседование (структурированное интервью) проводится с каждым гражданином, выразившим желание принять в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, в целях выяснения мотивов, ожиданий, понимания правовых и иных последствий приема ребенка на воспитание в семью, ресурсов семьи (материальных, социальных и психологических условий в семье, которые будут способствовать воспитанию ребенка). Индивидуальное собеседование проводится перед изучением тем вводной лекции.

Индивидуальное консультирование реализуется в процессе освоения программы посредством организации индивидуальных консультаций и по запросу лиц, желающих принять на воспитание в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, в рамках разделов программы.

В Муниципальном бюджетном образовательном учреждении «Образовательный центр «Созвездие»», руководителем которого является Сюрин Сергей Николаевич,  подготовка кандидатов в Школе приемных родителей осуществляется с 2014 года. За время работы  ШПР Свидетельство о прохождении подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, получили 197 граждан.

Основной целью Подготовки является оказание психолого-педагогических, медицинских консультаций и правовой помощи лицам, желающим принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей.

 Организация деятельности Школы приемных родителей 

1.Организация деятельности Школы строится с учётом графика работы специалистов  и графика расписания занятий. 

2.Зачисление граждан на курс подготовки осуществляется регулярно, по мере поступления направления от органа опеки и попечительства или письменному заявлению граждан при предъявлении документа, удостоверяющего личность гражданина. Период ожидания гражданами начала проведения курсов подготовки кандидатов в замещающие родители - не более двух месяцев. 

3.С кандидатами в замещающие родители заключается письменный Договор о проведении подготовки граждан, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей.

4.Длительность курса подготовки - не более трех месяцев, 12 занятий.

  1. Занятия в Школе проводятся в форме лекций, семинаров, практических занятий и тренингов, предоставляются материалы для самостоятельной заочной подготовки.
  2. По окончании курса подготовки проводится итоговая аттестация в форме собеседования по содержанию курса подготовки Школы и завершается выдачей свидетельства о прохождении указанной подготовки.

 

В каких вопросах  возникают трудности у  приемных родителей?

Семья, решившаяся усыновить или взять на попечение ребенка-сироту, сталкивается с трудностями, обусловленными как малой информированностью приемных родителей, так и спецификой развития ребенка, воспитывающегося в условиях детского дома. Люди, взявшие на себя благородную миссию воспитать в семье осиротевшего ребенка, зачастую не готовы воспринимать и принимать его со всеми присущими ему особенностями и недостатками. В результате у приемных родителей нарушается контакт с ребенком;  и как следствие возникает чувство раздражения или разочарования. От такого ребенка стремятся избавиться, возвращая его в то учреждение, из которого он взят.

Как правило, кандидаты в приемные родители имеют либо радужные, либо искаженные представления о будущей жизни с долгожданным ребенком и не предполагают возникновения потенциальных трудностей. В отдельных случаях -  не понимают необходимости обучения и активно сопротивляются этому.

Приведем примеры некоторых трудностей, с которым столкнулись новоиспечённые родители:

- У части приемных родителей имеются нереалистичные несоизмеримые с возможностями детей ожидания.

- Родители не обладают достаточными знаниями о психологических особенностях детей, оставшихся без попечения родителей - при организации адаптации ребенка к условиям семьи не учитывают последствий состояния материнской депривации, связанного с лишением ребенка возможности удовлетворения важнейших психологических потребностей и характеризующегося отклонениями в эмоциональном, интеллектуальном, социальном развитии.

- Большие затруднения испытывают приемные родители в связи с ситуацией «раскрытия тайны происхождения ребенка», родителей волнуют вопросы: каковы оптимальные формы преподнесения ребенку этой информации и на каком возрастном этапе необходимо это сделать. Более корректной представляется постановка вопроса таким образом: когда необходимо начать говорить с ребенком на эту тему, когда следует начать диалог о прошлом ребенка, который будет иметь продолжение.

- У части родителей наблюдается выраженная враждебность по отношению к членам биологической семьи ребенка. При этом ребенок оказывается в ситуации наличия разногласий между взрослыми представителями двух семей. Приемные родители неосознанно манипулируют чувствами ребенка для утверждения своей позиции.

- Часть приемных родителей нуждается в поддержке. У приемных родителей присутствует страх будущего в связи с ощущением неопределенности прогноза в отношении характера будущих действий биологических родственников. Приемных родителей беспокоит, как сложатся их дальнейшие взаимоотношения с ребенком.

          -У родителей отсутствуют необходимые им психологические знания об особенностях формирования отношений здоровой привязанности между ребенком и членами семьи.

Специалисты Школы приемных родителей

Подготовка граждан в замещающие родители осуществляется специалистами МБОУ «Созвездие»:

           - практикующими педагогами-психологами;

           -  социальными педагогами;

          - специалистами  Управления опеки и попечительства Министерства  образования Московской области по городскому округу Красногорск. 

 К участию в подготовке кандидатов в замещающие родители  также  привлечены уже состоявшиеся замещающие родители, имеющие положительный опыт воспитания детей, оставшихся без попечения родителей. По отзывам кандидатов, данная часть специальной подготовки  – один из ярких моментов, так как в этом блоке будущие родители получают уникальную возможность задать все интересующие вопросы тем, кто не понаслышке знает о часто встречающихся родительских ошибках, ожиданиях и разочарованиях, трудностях и радостях  замещающего родителя.  

На занятиях рассматриваются следующие темы:

  1. Представление о потребностях развития приемного ребенка и о необходимых компетенциях приемных родителей. Понятие о мотивации приемных родителей.
  2. Этапы развития ребенка.
  3. Особенности развития и поведения ребенка, оставшегося без попечения родителей, подвергавшегося жестокому обращению. Диспропорции развития.
  4. Последствия разрыва с кровной семьей для развития ребенка, оставшегося без попечения родителей (нарушения привязанности, особенности переживания горя и потери).
  5. Адаптация приемного ребенка и приемной семьи.
  6. "Трудное" поведение приемного ребенка, навыки управления "трудным" поведением ребенка.
  7. Обеспечение безопасности ребенка. Меры по предотвращению рисков жестокого обращения и причинения вреда здоровью ребенка.
  8. Особенности полового воспитания приемного ребенка.
  9. Представление о семье как о развивающейся системе. Роль семьи в обеспечении потребностей развития ребенка.
  10. Основы законодательства Российской Федерации об устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан.
  11. Взаимодействие приемной семьи с органами опеки и попечительства и иными организациями, предоставляющими услуги детям и семьям.

Опыт проведения Школы приемных родителей показывает, что практико-ориентированные занятия с использованием элементов тренинга  помогают будущим родителям не только качественно усвоить новые знания, но и оптимизировать собственное состояние, эффективно провести ревизию личностных и родительских ресурсов и почувствовать себя более уверенно.

 В тренинге преимущественно используются такие формы работы, как практические упражнения, дискуссии, ролевые игры (когда участникам предлагается сыграть роли ребёнка, родителя, воспитателя и др. в заданной ситуации),  т.е.,говоря простыми словами, тренинг – это обучение через опыт.

Большинство участников школы замещающих родителей – это взрослые люди, многие уже являются родителями, и поэтому обладают большим опытом и знаниями. Тренинг позволяет нам - научиться не только у «учителей», но и друг у друга. Так же, было доказано, что эффективность обучения на тренинге в несколько раз превышает эффективность теоретического обучения, так как лучше запоминается то, что мы однажды попробовали сделать сами. В третьих, тренинг позволяет нам приобрести не только знания, но и новые навыки, новые модели поведения.

Теоретическая информация предоставляется небольшими блоками, в виде мини-лекций и тренингов.

И если у вас уже есть или возможно, после знакомства с данной статьей только появится желание стать приемным родителем, знайте и помните о том, что Вы всегда можете рассчитывать на психологическую помощь и поддержку в Школе приемных родителей МБОУ  «Образовательный центр «Созвездие»», В нашей школе подготовку граждан осуществляют только ведущие высококвалифицированные специалисты различных областей.  В случае необходимости возможно дополнительное посещение слушателями тематических семинаров, индивидуальных психологических консультаций, которые будут способствовать углублению знаний и навыков в области замещающей семейной заботы.

Адрес: 143401, Российская Федерация, Московская область, г. Красногорск, ул. Большая Комсомольская, д. 13 Б, т/ф (498)-568-56-00.

Связь с руководством:

8 (498) 568-56-11

5685600@mail.ru,  info@center-psi.ru.

 

Календарно тематический план занятий со слушателями Центра сопровождения замещающих семей  

10.12.2019

Календарно-тематический план занятий со слушателями Центра сопровождения замещающих семей гр. 5 2020-2021 уч.

Читать далее

Материалы по теме

10.12.2019

Перечень психодиагностических методик, используемых для углубленной психодиагностики лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей ЦСЗС при коррекционном отделении МБОУ “Образовательный центр “Созвездие”"

Читать далее

Специалисты Школы приемных родителей

01.09.2019

Подготовка граждан в замещающие родители осуществляется специалистами МБОУ «Созвездие»:

           - практикующими педагогами-психологами;

           -  социальными педагогами;

          - специалистами  Управления опеки и попечительства Министерства  образования Московской области по городскому округу Красногорск. 

Читать далее